Существенные изменения, произошедшие в социально-экономической жизни общества и государственно-политическом переустройстве России, предъявили новые требования к таким свойствам личности, как активность, самостоятельность, ответственность. В условиях переоценки ценностей и смены социальных идеалов проблема воспитания ответственности учащихся становится одной из приоритетных. Новые социальные условия требуют персональной ответственности человека. Обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения и отвечать за свой выбор. [3]
Добровольческая активность подростков с ограниченными возможностями здоровья являются одной из важнейших факторов социального воспитания личности.
Волонтерская деятельность, является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству подростков обеспечивающей важный вклад в достижение целей воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого человека. [56]
Занятие волонтерской деятельностью воспитывает у детей социально-значимые качества, такие как самостоятельность и ответственность. Позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения самостоятельной организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда. [48]
Помимо личного развития волонтеры активно помогают в решении социальных проблем общества, в том числе и окружающих их сверстников. Занимаются помощью детям – сиротам, ветеранам, профилактикой зависимостей в детской и молодежной среде и пр. [135]
Волонтерская деятельность – это общественно полезная добровольческая, безвозмездная деятельность граждан, заключающаяся в решении социальных проблем, основанная на всестороннем удовлетворении личных и социальных потребностей, оказании помощи другим людям или общественным организациям.
Волонтёр – доброволец; гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда.
Волонтерский отряд - это добровольное объединение подростков, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) осуществлять волонтерскую деятельность.
Цель педагога при организации волонтерской деятельности: создание условий для развития у обучающихся с ОВЗ социально значимых качеств личности.
Задачи:
- формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- формирование внутренней направленности учащихся на социально одобряемое поведение;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умения и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- заложение основ чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия.
Педагог по отношению к ученикам - выполняет роль консультанта. Его деятельность направлена на:
- составление план работы;
- создание положительной мотивации к работе у учащихся;
- совместно с учащимися участие в анализе проблем в процессе волонтерской деятельности;
- осуществление промежуточного контроля и коррекцию выполняемой работы.
Особенностью волонтерской деятельности является ее высокая социальная значимость и добровольность участия. Таким образом, ее участники имеют практически полную свободу выбора вида и форм деятельности.
Эмоциональная готовность обучающегося к добровольческой деятельности начинается с постановки цели предстоящей деятельности и принятия её. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание "делать добро". [101]
Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование педагогом реальных примеров из жизни людей, нуждающихся в поддержке. [28]
Деятельность волонтерского отряда "Новоуральская СКОШ № 59" осуществляется в различных направлениях:
- Работа волонтеров с социально-незащищенными группами населения: детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми.
- Гражданско-патриотическое:
- помощь ветеранам ВОВ;
- организация торжественных мероприятий, приуроченных ко дню Победы.
- Здоровый образ жизни, профилактика социально-негативных явлений:
- организация пропагандистских акций, направленных на борьбу с наркоманией, табачной зависимостью, алкоголизмом, распространением ВИЧ/СПИДа;
- организация культурно - и спортивно-массовых мероприятий профилактической направленности.
Организация волонтерской деятельности позволяет обеспечивать положительную динамику в уровне развития личности подростков. Кроме этого, участие несовершеннолетних в волонтерской деятельности способствует формированию у самих школьников целого комплекса базовых умений, навыков, компетенций, необходимых им в будущем: умение самостоятельно ставить и достигать цели, определять приоритеты, развивать критическое и творческое мышление, уметь строить конструктивное взаимодействие, создавать ситуации успеха, координировать деятельность единомышленников в оказании социальной защиты и помощи людям. [120]
Итак, добровольческая деятельность обучающихся может рассматриваться как один из путей воспитания самостоятельности и ответственности подростков, оказывающий влияние на их социализацию, развитие личностных качеств.
Список литературы
- Воронцова А. В. Развитие волонтёрства в молодёжной среде // Отечественный журнал социальной работы. – № 1. – 2012. – С.120.
- Моров А.В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2004. – С 56.
- Мухлынина О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2007. – С 3.
- Певная М. В. Роль и значение волонтёрства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного Российского вуза // Уральский федеральный университет. Известия. – 2012. – № 3 (104). – С.135 (Сер. "Проблемы образования, науки, культуры").
- Рекомендации VII Общероссийской конференции по добровольчеству // Социальные технологии, исследования. – № 4. – 2011. – С. 101
- Черепанова Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ставрополь, 2006. – С. 48.
- Шульман Л. Умение испытывать сочувствие. – М., 2002. – С. 28.
Комментариев нет:
Отправить комментарий