Воспитание у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья самостоятельности и ответственности через волонтерскую деятельность


Существенные изменения, произошедшие в социально-экономической жизни общества и государственно-политическом переустройстве России, предъявили новые требования к таким свойствам личности, как активность, самостоятельность, ответственность. В условиях переоценки ценностей и смены социальных идеалов проблема воспитания ответственности учащихся становится одной из приоритетных. Новые социальные условия требуют персональной ответственности человека. Обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения и отвечать за свой выбор. [3] 

Добровольческая активность подростков с ограниченными возможностями здоровья являются одной из важнейших факторов социального воспитания личности.
Волонтерская деятельность, является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству подростков обеспечивающей важный вклад в достижение целей воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого человека. [56]

Занятие волонтерской деятельностью воспитывает у детей социально-значимые качества, такие как самостоятельность и ответственность. Позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения самостоятельной организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда. [48]

Помимо личного развития волонтеры активно помогают в решении социальных проблем общества, в том числе и окружающих их сверстников. Занимаются помощью детям – сиротам, ветеранам, профилактикой зависимостей в детской и молодежной среде и пр. [135]

Волонтерская деятельность – это общественно полезная добровольческая, безвозмездная деятельность граждан, заключающаяся в решении социальных проблем, основанная на всестороннем удовлетворении личных и социальных потребностей, оказании помощи другим людям или общественным организациям.

Волонтёр – доброволец; гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда.

Волонтерский отряд - это добровольное объединение подростков, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) осуществлять волонтерскую деятельность.

Цель педагога при организации волонтерской деятельности: создание условий для развития у обучающихся с ОВЗ социально значимых качеств личности.

Задачи:
  • формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). 
  • формирование внутренней направленности учащихся на социально одобряемое поведение; 
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие умения и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений; 
  • заложение основ чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия.

Педагог по отношению к ученикам - выполняет роль консультанта. Его деятельность направлена на:
  1. составление план работы;
  2. создание положительной мотивации к работе у учащихся;
  3. совместно с учащимися участие в анализе проблем в процессе волонтерской деятельности;
  4. осуществление промежуточного контроля и коррекцию выполняемой работы.

Особенностью волонтерской деятельности является ее высокая социальная значимость и добровольность участия. Таким образом, ее участники имеют практически полную свободу выбора вида и форм деятельности. 

Эмоциональная готовность обучающегося к добровольческой деятельности начинается с постановки цели предстоящей деятельности и принятия её. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание  "делать добро". [101]

Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование педагогом реальных примеров из жизни людей, нуждающихся в поддержке. [28]

Деятельность волонтерского отряда  "Новоуральская СКОШ № 59" осуществляется в различных направлениях:
  1. Работа волонтеров с социально-незащищенными группами населения: детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми.
  2. Гражданско-патриотическое:
    • помощь ветеранам ВОВ;
    • организация торжественных мероприятий, приуроченных ко дню Победы.
  3. Здоровый образ жизни, профилактика социально-негативных явлений:
    • организация пропагандистских акций, направленных на борьбу с наркоманией, табачной зависимостью, алкоголизмом, распространением ВИЧ/СПИДа; 
    • организация культурно - и спортивно-массовых мероприятий профилактической направленности.

Организация волонтерской деятельности позволяет обеспечивать положительную динамику в уровне развития личности подростков. Кроме этого, участие несовершеннолетних в волонтерской деятельности способствует формированию у самих школьников целого комплекса базовых умений, навыков, компетенций, необходимых им в будущем: умение самостоятельно ставить и достигать цели, определять приоритеты, развивать критическое и творческое мышление, уметь строить конструктивное взаимодействие, создавать ситуации успеха, координировать деятельность единомышленников в оказании социальной защиты и помощи людям. [120]

Итак, добровольческая деятельность обучающихся может рассматриваться как один из путей воспитания самостоятельности и ответственности подростков, оказывающий влияние на их социализацию, развитие личностных качеств.

Список литературы
  1. Воронцова А. В. Развитие волонтёрства в молодёжной среде // Отечественный журнал социальной работы. – № 1. – 2012. – С.120.
  2. Моров А.В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2004. – С 56.
  3. Мухлынина О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2007. – С 3.
  4. Певная М. В. Роль и значение волонтёрства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного Российского вуза // Уральский федеральный университет. Известия. – 2012. – № 3 (104). – С.135 (Сер.  "Проблемы образования, науки, культуры").
  5. Рекомендации VII Общероссийской конференции по добровольчеству // Социальные технологии, исследования. – № 4. – 2011. – С. 101
  6. Черепанова Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ставрополь, 2006. – С. 48.
  7. Шульман Л. Умение испытывать сочувствие. – М., 2002. – С. 28.

Комментариев нет:

Отправить комментарий